Изучая некоторые разделы гимнастики, можно найти массу любопытных вещей, которые могут вызвать некоторые вопросы. Вот к примеру, некоторых любознательных людей интересует, в чём разница между двумя типами лётовых движений на перекладине (разновысоких брусьях). Эти движения столь похожи, что не мудрено и перепутать! А может быть проблема и ещё глубже? В основном «путаются» друг с другом такие перелёты, как Маркелов и Воронин, а также подлёты или сальто в вис – Делчев и Гингер. Начнём по порядку.
Воронин и Маркелов Начну с того, что перелёты махом назад исполнялись ещё в далёких 30-х годах! Первым перелётом, который гимнастам удалось освоить – это «предножка» или перелёт углом. Представляет предножка из себя следующее. Из виса выполняется мах назад выше уровня грифа, а далее гимнаст перебрасывает себя через боковую плоскость через гриф. При этом он исполняет поворот на 180 в противотемп самому перелёту и приходит в вис.
предножка (иллюстрация) предножка (видео 1) предножка (видео 2) Предножка не может дать большого маха вперёд после прихода в вис. И соответственно соединить с большим оборотом назад её было нельзя. Поэтому гимнасты начали поиски новых движений, которые позволят развить большую амплитуду маха. И вот в 60-х годах советский гимнаст Михаил Воронин исполняет свой перелёт, который уже серьёзно отличается от обычной предножки. Воронин исполнил перелёт согнувшись на махе назад, но уже не через боковую плоскость, а практически через переднезаднюю. В результате вылет над грифом получается значительно выше и рисунок элемента становится более объёмным. Такой перелёт уже может быть предшествующим элементом большому обороту.
Воронин (иллюстрация) классический Воронин Основная идея перелёта Воронина заключается в повороте. А именно, теперь поворот делается уже не в противотемп, а по ходу движения. Некоторые исполнители перелёта Воронина или перелёта согнувшись пытались даже выпрямляться в полёте и элемент ещё более принимал экзотический оттенок.
Воронин с раскрыванием Действительно, перелёт Воронина стал логичным приемником предножки. Его основное достоинство – это более высокая амплитуда вылета и активное движение. Но у предножки есть сложность, которая у Воронина отсутствует. Это поворот в противотемп. Хотя Воронин и имеет свои плюсы, но поворот в предножке был всё таки сложнее.
И вот в воздухе 60-х уже начала витать мысль: а можно ли сделать такой перелёт, который сочетал бы в себе сложный поворот перелёта углом и высокий вылет перелёта Воронина?
Впервые такой перелёт был исполнен советским гимнастом Владимиром Маркеловым.
Маркелов ноги врозь (изображение) Маркелов ноги врозь Перелёт Маркелова – это махом назад из виса подлёт с поворотом на 180 и лёт назад через перекладину ноги врозь в вис. Т.е. гимнаст сначала исполняет вылет над грифом (но пока без перелёта), поворачивается на 180 и далее идёт лёт спиной назад ноги врозь в вис. Вот этот перелёт действительно взял самое лучшее от своих предшественников и является уже вполне самобытным движением.
Но как мы знаем, высшей степенью любого гимнастического движения, является положение тела прогнувшись. Так вот, через некоторое время был исполнен перелёт махом назад прогнувшись через гриф в вис.
махом назад перелёт прогнувшись с поворотом кругом в вис (иллюстрация) Но, что интересно. Разные исполнители делали этот перелёт по разному. В общем то, в Правилах не оговорено, как точно должен выглядеть этот перелёт, поэтому все эти разные типы исполнения приравниваются к одному элементу.
А дело вот в чём. Перелёт махом назад с поворотом на 180 можно исполнить по крайней мере 3 разными способами! И в принципе получатся три разных перелёта.
Первый путь. Это модернизация соскока лётом прогнувшись. Т.е. сначала гимнаст делает махом назад лёт прогнувшись и когда он уже перелётает в таком положении через гриф, он делает поворот на 180 и берётся в вис. Т.е. получается поздний поворот.
перелёт махом назад с поздним поворотом кругом Второй путь. Вторым путём является в общем перелёт Воронина, но уже не согнувшись, а прогнувшись! Т.е. исполняется перелёт махом назад с постепенным поворотом на 180, а не в противотемп вращению. Как мы помним, в перелёте Маркелова сначала делался поворот, а только потом лёт назад. Но здесь всё не так. Тут поворот, как бы «размазан» по всему перелёту.
Воронин прогнувшись Третий путь – это исполнение перелёта Маркелова прогнувшись. Т.е. сначала исполняется подлёт прогнувшись с поворотом на 180 и только после этого делается лёт назад через гриф.
Маркелов прогнувшись Так вот встаёт вопрос, как же отличить перелёты Маркелова и Воронина прогнувшись?
По теории это можно сделать. В Воронине поворот идёт по ходу всего перелёта, а в Маркелове перелёт чётко делится на две фазы – поворот и лёт назад. Но на практике некоторые исполнители делают бывает перелёты так, что вообще не ясно, как сделан поворот.
Чтобы не путать наших читателей, я лично буду везде писать перелёт Маркелова прогнувшись, даже в том случае, если поворот исполняется по типу Воронина. В противном случае, людей можно легко запутать. Именно для этого оба перелёта прогнувшись поместили под один номер в Таблицы правил. И оба перелёта имеют группу сложности D.
Также отметим, что перелёт махом назад прогнувшись с поворотом на 180, не стал вершиной сложности в этом типе движений. И был исполнен перелёт Маркелова прогнувшись, но уже с дополнительным поворотом на 360!!! Т.е. махом назад исполняется перелёт с поворотом на 540 в вис. Получил он имя «Вальстром».
Вальстром (иллюстрация)