Сальто назад сгибаясь-разгибаясь. Сгибание тела в полете в физическом смысле подобно группировке и также увеличивает крутку, поэтому сальто сгибаясь-разгибаясь должно строиться по схеме прыжка с высоким вылетом, но с ослабленным вращением. Для этого курбет на сальто снимается дольше, а отталкивание завершается до вертикали без прогибания тела.
Возможны два варианта выполнения этого сальто. В первом спортсмен, вылетая, принимает положение согнувшись путем своеобразного подтягивания ног в эту позу. Во втором случае при вылете гимнаст прогибается, а затем принимает позу согнувшись хлестовым махом ногами. В первом варианте позу согнувшись можно фиксировать захватом голеней сзади. Во втором следует тянуться руками к стопам ног и коснуться их. Разгибание перед приземлением в обоих случаях следует начинать примерно с середины третьей четверти сальто, когда туловище достигнет угла 45° по отношению к горизонтали головой вниз. Сальто сгибаясь-разгибаясь считается выполненным верно, если спортсмен сгибается в полете под острым углом, близким к 45°.
На основе подобного толчка ногами и ярко выраженного вылета на сальто вертикально, без смещения назад, выполняется ряд своеобразных элементов, относящихся к малой акробатике: сальто назад в шпагат, сальто назад в группировке или сгибаясь и разгибаясь в упор лежа.
При окончании сальто шпагатом гимнаст из плотной группировки в третьей четверти оборота резко раскрывается движением ног в шпагат (одна вперед, другая назад) и смягчает приземление опорой руками у таза.
Если же сальто выполняется в упор лежа, то необходимо вращение в группировке или согнувшись прервать быстрым разгибанием ног вверх-назад. Остановка вращения (своеобразный недокрут по сальто) позволяет прийти в упор на руки и смягчить последующий переход в упор лежа.
Двойной пируэт. Действия, обусловливающие сальтовое и винтовое вращение, должны быть активнее, чем в одинарном пируэте. Более активный, быстрый вход в поворот вокруг продольной оси предолагает минимальный прогиб тела при вылете. Движения руками должны быть такими же, как и при одинарном пируэте, но более быстрыми. Полный поворот на первые 360° целесообразно завершить к середине втоой части сальто (кадр 7). К этому моменту спортсмен должен, как и при пируэте, выполнить примерно те же конусообразные движения, возможно меньше изгибая тело. А чтобы уменьшить изгибания, необходимо закрепить тазово-поясничный отдел во время полета. Полный двойной поворот целесообразно заканчивать к концу треть¬ей четверти сальто (кадр 12), чтобы иметь время на приземление.
Тройной пируэт. По основным техническим признакам тройной пируэт ничем не отличается от двойного, однако все требования к точности и интенсивности действий во всех без исключения фазах прыжка ужесточаютя. Если одинарный пируэт при уверенном владении движением гимнаст может выполнять с некоторыми техническими вольностями (например, разбрасывая руки, прогибаясь и сгибаясь больше необходимого), то в двойном пируэте эти вольности минимальны, а в тройном — пагубны; гимнаст должен действовать очень рационально, технически виртуозно, иначе прыжок будет в чем-то неудачным.
На рис. 27 — типичная картина исполнения тройного пируэта с поворотом направо. Видна ранняя интенсивная работа по пируэту, начинающая¬ся уже на опоре (кадры 1—3); характерны асимметричные действия руками по схеме, описанной выше, хула-хупные обращения крупных звеньев тела, особенно заметные в начале по¬ворота.
Приземление в тройном пируэте при хорошем исполнении прыжка практически ничем не отличается от приземлений в других аналогичных движениях. Если гимнаст с трудом успевает к моменту приземления довести поворот до нужных 1080°, приземление затрудняется. Это отражается и в точности вращения по сальто (необходимость продолжать поворот лишает гимнаста возможности ;Вносить коррекции во вращение по сальто), и в точности самого поворота. Если поворот имел очень мощную опорную часть (см. рис. 28, кадры 1—4), соответствующее инерционное вращение тела может сказаться и на приземлении: гимнаста сносит на опоре в направлении пируэта; при этом чем грубее техника поворота (разбросанные руки, неточная осанка, согну¬тые ноги), тем сильнее сказываются упомянутые трудности.
Обучение. Возможны два способа овладения поворотами вокруг продольной оси. Первый способ
предполагает постепенное увеличение поорота в сальто (на 180, затем 270 и 360°). При этом обязательно обучение пируэту как отдельному прыжку в облегченных и безопасных для приземления условиях: на батуте и трамплине, с подвесным универсальным поясом и без него. Соединение сальто с предшествующими элементами (рондатом, фляком) осваивается на эластичной дорожке (сначала со скользящим поясом, затем и без него) и, наконец, на ковре.
Второй способ предусматривает овладение сразу поворотом на 360°. Следовательно, процесс обучения должен быть направлен на прочное овладение сальто выпрямившись и конусообразными движениями тела и последующее их сочетание в полете.
Рассмотрим особенности обучения пируэтам первым способом.
А. Исходная база. Профилирующее сальто выпрямившись после рондата или фляка (с. 25). Обязательное требование к приземлению: наклонное положение тела к вертикали спереди, сохраняя округлость спины и поясницы.
Б. Основные упражнения. Для пируэта. 1. Сальто выпрямившись на батуте, трамплине и дорожке с подвесным подвижным поясом и без него.
2. Сальто выпрямившись после рондата и фляка.
Сальто выпрямившись с поворотом на 180°, При выполнении этого задания спорт смен должен поворачиваться кругом перед самым приземлением. Приземляться желательно в поролоновую яму, покрытую матами вровень с дорожкой или даже выше ее поверхности. По мере овладения упражнением поворот надо начинать до касания носками опоры, но не ранее выполнения половины сальто.
4. Сальто с поворотом на 270°. Поворот следует начинать раньше, чем в Б-3, примерно в конце третьей четверти сальто, когда спортсмен благодаря повороту всем телом (а не только головы) увидит опору.
5. Сальто с поворотом на 360°. В первых попытках поворот вокруг продольной оси должен начинаться не ранее момента завершения половины сальто, т. е. когда спортсмен займет положение головой вниз. Прыжок считается выполненным верно, если в момент приземления нет движения тела назад по ходу прыжка.
Для двойного пируэта. Профилирующим прыжком для овладения двойным пируэтом является сальто назад выпрямившись с поворотом на 360°.
6. Сальто с поворотом на 540°. Требования к выполнению такие же, как и к упражнению Б-3, но в этом случае движения поворота на 180° начинаются после пируэта.
7. Сальто с поворотом на 630°. Требования те же, что и к упражнению Б-4, но необходимо предварительно выполнить поворот на 540°.
8. Сальто с поворотом на 720°. В период овладения движением надо начинать поворот вокруг продольной оси возможно позже, не ранее середины первой половины сальто.
9. Сальто с поворотом на 1080°. Предшествующее упражнение для тройного пируэта— двойной пируэт, К двойному пируэту добавятся поворот сначала на 180° в момент приземления, затем на 270° и т. д. На начальном этапе обучения рекомендуется не учить целенаправленным движениям руками в полете, а требовать, чтобы спортсмен их максимально приближал к продольной оси тела.
В. Затруднения в обучении. Не получается поворот на 180° в подготовительном полупируэте (упражнение Б-3, с. 32).
1. Отсутствуют активные движения в тазобедренно поясничном отделе, направленные
на поворот, спортсмен лишь поворачивает голову в сторону поворота. См. описание техники пируэта, особенно первой его части, повторите упражнение Б-3, в том числе на трамплине, обращая особое внимание на начало поворота за счет разгибания в тазобедренных суставах перед самым приземлением. Можно проимитировать поворот на 180°, стоя на полу, округлив тело, руки перед головой; разгибаясь, занять прямое положение и одновременно упасть на спину на горку матов.
Скорость поворота вокруг продольной оси недостаточна. 2. Гимнаст не освоил координацию конусообразных движений в полете. Надо повторить упражнения Г-2, 3, 4.
3. Поворот в сальто начинается достаточно активно, но в дальнейшем его скорость резко падает. Ошибка характерна для перехода от заученного полупируэта, выполняемого в доскок, к полному пируэту или от пирута к двойному. Надо возвратиться к полупируэту, пируэту, от пируэта перейти к двойному пируэту на батуте, трамплине и дорожке с подвесным подвижным поясом. Требования предъявляются те же, что к упражнениям Г-2; Б-3, 5.
4. Первая половина поворота быстрая, вторая — медленная, с большим углом конусообразных движений ногами и туловищем, с недоворотом «по винту». Надо добиться скоростного выполнения поворотов в сальто на батуте, трамплине, дорожке с поясом и без него.
Заданный поворот вокруг продольной оси выполняется, но вращение по сальто замедленное, спортсмен зависает, а затем сгибается в момент приземления. 5. Отталкивание на сальто недостаточно энергичное. Овладеть более быстрым разгиба¬нием туловищем поможет многократное выполнение упражнения Г-2.
6. Гимнаст слишком рано начинает поворот на опоре. Нужно помнить, что самое главное — сальто, в то время как поворот выполняется лишь в его конце.
Недостаточно высокое сальто, но с уверенным поворотом. 7. Спортсмен не до конца отталкивается ногами, срывает толчок. Надо совершенствовать специальную физическую подготовленность.
Спортсмен перекручивает пируэт; приземляясь, падает или продолжает двигаться по ходу прыжка. 8. Большая скорость разбега и выполнения предварительных элементов приводит к
«сваливанию» плечевого пояса назад при отталкивании на сальто. Надо отталкиваться
более стопорящим движением, не отбрасывая плечевой пояс назад, а мах руками направить больше обычного по дуге вперед.
Г. Вспомогательные упражнения. На батуте. 1. Сальто назад с поворотом на 180°. Для стимуляции действий на поворот вокруг продольной оси рекомендуется пользоваться ориентирами. Требования к выполнению изложены в упражнении Б-3.
2. Сальто назад с поворотом на 270°. Вначале спортсмен должен четко выполнять поворот на 180° до приземления и уже стоя на сетке — доворачиваться на 270 и 360°. До-ворот осуществляется небольшим сгибанием тела. Условия выполнения поворота см. в упажнении Б-4.
3. Сальто с поворотом на 360°. Не допуская «сваливания» плеч при отталкивании и сохраняя закрытое положение тела в полете, гимнаст должен начинать поворот в сальто с быстрым вращением не ранее, чем во второй его четверти, когда необходимое вращение вокруг поперечной оси уже задано. При уверенном выполнении пируэта с места его мож¬но выполнять после 2—3 подскоков, постепенно увеличивая высоту прыжка.
Сальто с поворотом на 630° с доворотом на опоре до 720°. Требования к выполнению такие же, как к упражнению Г-3.
Пируэт в переход. Чаще всего эти элементы выполняются в соединении с последующим фляком, реже, к сожалению, с сальто. Наиболее характерным их признаком является принятие позы готовности в конце пируэта, в момент перехода на последующее движение. Эта поза должна быть максимально сходна с аналогичным положением при переходе с фляка или темпового сальто на фляк, так как только в данном случае возможен гладкий переход с сохранением горизонтальной и вращаельной скорости. Это осуществимо при быстром, длинном (в перекрут) сальто назад выпрямившись.
Для перехода можно во время приземления ставить ноги -вертикально или за вертикалью по аналогии с техникой перехода с темпового сальто на темповое. В обоих случаях необходимо встречать опору упругожесткими ногами, округленной поясницей, а затем быстро разгибать туловище и делать мах руками по дуге на фляк.
Обучение (на примере пируэта в переход).
А. Исходная база: 1. Пируэт в доскок.
2. 2. Быстрое длинное сальто выпрямившись, являющееся профилирующим для пируэтов, в переход различной сложности.
3. Темповое сальто с более выпрямленным телом, но желательно с той же скоростью вращения.
Б. Основные упражнения. 1. Рондат — фляк — темповое сальто — фляк. Это контрольно-проверочная комбинация для выполнения последующего упражнения.
2. Рондат — фляк — сальто выпрямившись — фляк,
3. Рондат — фляк — пируэт.
4. Рондат — фляк — пируэт — фляк. Сначала фляк после пируэта надо выполнять после счета "раз, два", а в дальнейшем — после счета «раз», постепенно уменьшая паузу между пируэтом и последующим фляком.
Сальто с поворотом на 180, 540 и 900° в переход. При выполнении полупируэта в переход (рис. 29) и тем более полутора (рис. 30) и двух с половиной пируэтов необходимо приобрести значительно большую скорость горизонтального перемещения, чем при выполнении пируэтов в доскок. Отталкиваться на сальто надо вверх и в длину с прямым телом (кадр 2) и быстрым вращением, руки в полете следует прижимать к груди (кадры 3, 4, 5). Поворот вокруг продольной оси следует начинать возможно позже, во второй половине сальто, разгибаясь в тазобедренных суставах. Ноги перед приземлением надо разводить не ранее чем в четвертой четверти сальто (кадр 7). Приземляясь, нужно первую опорную ногу ставить «под себя» (кадр 8) и делать затем широкий шаг вперед другой ногой (кадр 9). В первой половине сальто допускается небольшой наклон головы назад, а с началом поворота ее необходимо наклонить на грудь, чтобы принять прямое положение тела к моменту приземления. При переходе руками надо потянуться к опоре по дальше вперед, округляя спину и чрезмерно не сгибаясь в тазобедренных суставах.
Обучение рекомендуется проводить на батуте с приземлением и переходом на дорожке, трамплине, с поясом и без него, на эластичной дорожке с подвесным подвижным поясом.